• ГМО "Открытые образовательные технологии"
  • Мастер-класс для старших воспитателей по кейс-методу
  • Мастер-класс для старших воспитателей по кейс-методу
  • Бурлакова Е.Н. - участник конкурса "Лучшая группа-2016"
  • Семинар-практиум для воспитателей по составлению буклетов
  • Решаем кейс "А в вашем дестком саду практикуют такое?"

 

Региональный компонент

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.
  • Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
  • Свобода индивидуального личностного развития.
  • Признание приоритета  ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
  • Принцип регионализации (учет специфики региона).

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы  организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Задачи, решаемые в ходе реализации регионального компонента

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Нижегородчины, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать детей к истории Нижегородского края Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Нижегородского края

Художественно-эстетическое развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Нижегородского края.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Нижегородского края.

Реализация регионального компонента

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

- знакомство с символами Нижегородской области, города Дзержинска, традициями и обычаями общественной жизни города, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях-дзержинцах;

- рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве Нижегородской области, промыслах (охота, рыболовство, собирательство).

Познавательное развитие

- знакомство с культурными центрами Дзержинска, со спецификой промышленности;

- знакомство с природным ландшафтом, животным и растительным миром, содержанием «Красной» книги».

Речевое развитие

- знакомство с этикетом гостеприимства русского народа, инсценировка русских сказок;

- знакомство с творчеством нижегородских писателей, поэтов, с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, загадки), чтение сказок.

Художественно-эстетическое развитие

- знакомство с узорами, орнаментами, цветосимволикой, вышивкой, керамикой, резьбой, характерными для работ мастеров Нижегородского края, знакомство с творчеством художников города Дзержинска;

- знакомство с нижегородскими и дзержинскими праздниками, беседы о нижегородских и дзержинских композиторах, слушание музыки, песен, колыбельных, музыкальные инструменты нижегородского края.

Физическое развитие

- подвижные русские национальные игры;

- рассказы о спортивных достижениях Дзержинцев;

- рассказы, беседы о лечебных свойствах трав и ягод, произрастающих в лесах Нижегородского края.

 


Система работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на материалах краеведения. - Н.Новгород: НПЦЗПТ, 2013.


 

Авторы:

Соколова М.Ф. - заведующий МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.

Денисова А.В. - заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.

Филиппова О.А. - старший воспитатель МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.

Баранова Т.А.- воспитатель высшей квалификационной категории  МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.

Жильцова Е.Р. - воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.


 

В учебном пособии обобщен опыт работы МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром на материалах краеведения. Представлены три варианта перспективно-тематического планирования педагогической работы, описание и фотографии авторских дидактических игр краеведческого содержания, литературный и познавательный материал.

Учебное пособие адресовано воспитателям и методистам ДОУ, педагогам дополнительного образования. Может представлять интерес для учителей начальных классов, родителей.


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА МАТЕРИАЛАХ КРАЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ


Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


План работы творческой группы

по реализации регионального компонента


Творческая группа детского сада:

Еременко О.В. – ст. воспитатель,

Бурлакова Е.Н. – воспитатель,

Мамонтьева Т.А. – воспитатель,

Челышева Н.В. – воспитатель,

Вызулина Е.В. – музыкальный руководитель.

№ п/п

Содержание работы

Ответственные

Сроки

1

Заседание творческой группы

Бурлакова Е.Н.

каждый 4 вторник месяца

2

Разработка материалов по патриотическому воспитанию дошкольников

Мамонтьева Т.А.

I квартал

3

Составление перспективных планов тематических недель

Алексеева Г.И.

II квартал

4

Разработка положений, организация и проведение смотров – конкурсов по детскому саду

Еременко О.В.

III квартал

5

Сбор материала и оформление его в альбоме «Проектная деятельность»

Челышева Н.В.

В течение года

6

Составление графиков проведения творческих отчетов педагогов

Творческая группа

1 раз в квартал