Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона).
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Задачи, решаемые в ходе реализации регионального компонента
Образовательная область |
Задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Нижегородчины, стремление сохранять национальные ценности. |
Познавательное развитие |
Приобщать детей к истории Нижегородского края Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой |
Речевое развитие |
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Нижегородского края |
Художественно-эстетическое развитие |
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Нижегородского края. Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
Физическое развитие |
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Нижегородского края. |
Реализация регионального компонента
Образовательная область |
Задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
- знакомство с символами Нижегородской области, города Дзержинска, традициями и обычаями общественной жизни города, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях-дзержинцах; - рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве Нижегородской области, промыслах (охота, рыболовство, собирательство). |
Познавательное развитие |
- знакомство с культурными центрами Дзержинска, со спецификой промышленности; - знакомство с природным ландшафтом, животным и растительным миром, содержанием «Красной» книги». |
Речевое развитие |
- знакомство с этикетом гостеприимства русского народа, инсценировка русских сказок; - знакомство с творчеством нижегородских писателей, поэтов, с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, загадки), чтение сказок. |
Художественно-эстетическое развитие |
- знакомство с узорами, орнаментами, цветосимволикой, вышивкой, керамикой, резьбой, характерными для работ мастеров Нижегородского края, знакомство с творчеством художников города Дзержинска; - знакомство с нижегородскими и дзержинскими праздниками, беседы о нижегородских и дзержинских композиторах, слушание музыки, песен, колыбельных, музыкальные инструменты нижегородского края. |
Физическое развитие |
- подвижные русские национальные игры; - рассказы о спортивных достижениях Дзержинцев; - рассказы, беседы о лечебных свойствах трав и ягод, произрастающих в лесах Нижегородского края. |
Система работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на материалах краеведения. - Н.Новгород: НПЦЗПТ, 2013.
Авторы:
Соколова М.Ф. - заведующий МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.
Денисова А.В. - заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.
Филиппова О.А. - старший воспитатель МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.
Баранова Т.А.- воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.
Жильцова Е.Р. - воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Н. Новгорода.
В учебном пособии обобщен опыт работы МБДОУ № 116 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром на материалах краеведения. Представлены три варианта перспективно-тематического планирования педагогической работы, описание и фотографии авторских дидактических игр краеведческого содержания, литературный и познавательный материал.
Учебное пособие адресовано воспитателям и методистам ДОУ, педагогам дополнительного образования. Может представлять интерес для учителей начальных классов, родителей.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА МАТЕРИАЛАХ КРАЕВЕДЕНИЯ
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
План работы творческой группы
по реализации регионального компонента
Творческая группа детского сада:
Еременко О.В. – ст. воспитатель,
Бурлакова Е.Н. – воспитатель,
Мамонтьева Т.А. – воспитатель,
Челышева Н.В. – воспитатель,
Вызулина Е.В. – музыкальный руководитель.
№ п/п |
Содержание работы |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Заседание творческой группы |
Бурлакова Е.Н. |
каждый 4 вторник месяца |
2 |
Разработка материалов по патриотическому воспитанию дошкольников |
Мамонтьева Т.А. |
I квартал |
3 |
Составление перспективных планов тематических недель |
Алексеева Г.И. |
II квартал |
4 |
Разработка положений, организация и проведение смотров – конкурсов по детскому саду |
Еременко О.В. |
III квартал |
5 |
Сбор материала и оформление его в альбоме «Проектная деятельность» |
Челышева Н.В. |
В течение года |
6 |
Составление графиков проведения творческих отчетов педагогов |
Творческая группа |
1 раз в квартал |